[Home] [Up] [Семья] [1999 год]

 

Иванникова И.В., Петракова Т.И.

Изучение понятия "здоровье" (как профилактической мишени) у детей и подростков.

    Одна из главных проблем на сегодняшний день, занимающая умы специалистов и родителей, - рост наркомании среди детей и подростков.

    Самое эффективное решение этой проблемы - это конструктивная профилактика, то есть предупреждение приобщения детей к употреблению психоактивных веществ (ПАВ). Это требует усилий большого числа специалистов из различных областей: врачей, юристов, педагогов. Но такая работа немыслима без ее главного звена - родителей, семейного окружения ребенка. Именно здесь впервые начинается усвоение тех норм и ценностей, которые являются необходимым условием здорового роста и развития личности ребенка; а любое отклонение, семейное неблагополучие является важнейшим фактором риска приобщения детей к употреблению ПАВ.

    Один из существенных элементов, включенных в современную антинаркотическую профилактику - это отношение детей к своему здоровью, значение в нем психических свойств. Понятие "здоровье" - один из ключевых терминов в ряде программ профилактики аддиктивного поведения. Независимо от того, какие задачи и акценты ставятся в тех или иных программах профилактики приобщения к психоактивным веществам, главная их цель - выбор детьми здорового образа жизни, отказ от любых вредных воздействий, мешающих сохранению и поддержанию здоровья.

     Долгое время понятие "здоровье" рассматривалось в медицине. В психологии вопросы, связанные со здоровьем, до недавнего времени широко не обсуждались. Хотя очевидно, что понятие здоровья - сложная комплексная проблема - не только медицинская, но и философская, психологическая и социальная.

    В настоящее время существует несколько концептуальных моделей определения "здоровья". В основе каждой модели лежит определенный способ ее трактовки [4,8].

1. Медицинская, или функциональная модель содержит признаки нормальной жизнедеятельности, отсутствия заболеваний и болезненных проявлений.

2. Биомедицинская модель содержит медицинские и биологические признаки, рассматривая здоровье как отсутствие у человека органических нарушений и субъективных болезненных ощущений, как биологически нормальное состояние и функционирование организма.

3. Биосоциальная модель включает биологические и социальные признаки в единстве, при этом социальные признаки являются ведущими.

4. В основе ценностно-социальной модели лежит концепция, согласно которой здоровье является ценностью для человека, необходимой предпосылкой для полноценной жизни, удовлетворения его потребностей и участия в социальной жизни.

5. Интегрированная модель является попыткой создания определения, где сбалансированы биологические, психологические и социальные признаки.

    В контексте традиционной профилактики в виде санитарно-просветительной работы основной упор делался на медицинских отрицательных последствиях злоупотребления психоактивными веществами - потере здоровья и заболеваниях.

    В информационно-обучающих программах по предотвращению отклоняющегося поведения представления о здоровье часто противоречат привычному понятию наших учащихся [3]. В отечественной психологии вопросы, связанные со здоровьем, нашли отражение в работах Б.С.Братуся [1,2]. Автор рассматривает психическое или личностное здоровье как "результат поиска своего места в жизни и мире, сознания своих уникальных жизненных смыслов и ценностей, преодоления препятствий на пути реализации этих смыслов и ценностей. Даниленко О.И. дает определение душевного здоровья, которое не является синонимом психического состояния, а определяется через внутреннюю гармонию и адекватность поведения. "Согласованность мотивов, ценностей, целей с требованиями Среды и внутренними возможностями человека является важнейшим коррелятом (условием и проявлением) его душевного здоровья"[5, с.113 ]. Социальное и психическое здоровье является культурно-историческим феноменом. Современная профилактика актуализирует представление о здоровье, которое включает в себя три компонента: физиологический (физический), психический и социальный [7].

    Ранее нами была осуществлена попытка изучения представлений у детей о душе и средствах ее регуляции [6]. В результате пилотажного исследования мы выяснили, что у детей 6 лет существуют предпосылки для функционирования таких понятий как "тело", "душа", они знают, что есть "физическая" и "душевная" боль, что свое состояние можно регулировать с помощью различных веществ. В представлениях старшеклассников 15 -16 лет встречаются отдельные признаки психической и физической болезней. Эти результаты позволили поставить более конкретную цель нашего исследования - изучить структуру понятия "здоровье" у детей и сопутствующие стереотипы. Соответственно этой цели были поставлены следующие задачи:

1. Изучить представление детей об "эталоне" здоровья.

2. Исследовать их информированность о кратковременных и долговременных эффектах влияния ПАВ на организм человека.

3. Изучить представления детей о степени влияния ПАВ на психику.

4. Изучить социальные стереотипы образов курящего и пьющего человека.

    В исследовании принимали участие 171 учащийся средней школы 3, 7, 9 и 11 классов в возрасте 9, 12, 14 и 16 лет, из них 3-й класс (9 лет) - 23 человека, 7-й класс (12 лет) - 73 человека, 9-й класс (14 лет) - 54 человека, 11-й класс (16 лет) - 43 человека. Из них 83 девочки и 88 мальчиков.

    Для решения поставленных задач применялись следующие методы: специально разработанный анонимный опросник, где были представлены блоки вопросов о влиянии табака, алкоголя и наркотиков на организм, психику и социальный статус человека. Для изучения эталона здоровья использовался метод незаконченных предложений, для оценки образа курящего и пьющего человека - шкалы Дембо-Рубинштейн. Оценка осуществлялась по пятибалльной системе от 1 до 5, где 1-й балл соответствует тому, что данный пункт совсем не характеризует здоровье, а 5-й балл - что данный пункт полностью характеризует здоровье человека.

    Предварительно учащимся предлагалось закончить предложение "Идеал здорового человека - это..." десятью различными способами. В итоге было выделено 35 определений, используемых детьми при описании здорового человека.

    На следующем этапе учащимся предлагался список из 35 выделенных ранее пунктов. Им предлагалось оценить степень принадлежности каждого пункта к области здоровья человека, насколько каждый пункт характеризует здоровье.

    Все полученные характеристики можно разделить на три группы. В первую группу входят  физические параметры (или физическое здоровье) - из 13. Во вторую группу вошли психологические качества (или психическое здоровье) - их тоже 13, и, наконец, в третью группу включены качества, отражающие социальное здоровье - их всего 9.

Таблица 1. Параметры, характеризующие понятие здоровья.

Физические Психологические Социальные
1. Занимается спортом 1. Добрый. 1. Имеет друзей.
2. Имеет здоровый внешний вид. 2. Жизнерадостный. 2. Имеет хорошие отношения в семье.
3. Вовремя обращается к врачам. 3. Смелый. 3. Занимает хорошее положение в обществе
4. Не болеет. 4. Справедливый. 4. Имеет интересную работу.
5. Закаляется. 5. Самокритичный. 5. Увлечен каким-то делом.
6. Следит за внешностью, ухаживает за телом. 6. Аккуратный. 6. Образованный.
7. Имеет хорошую наследственность. 7. Психически здоровый. 7. Воспитанный.
8. Красив внешне. 8. Спокойный, уравновешенный, не нервный. 8. Открыт другим людям.
9. Ест витамины. 9. Имеет сильную волю. 9. Доволен своей жизнью.
10. Дишит чистым воздухом. 10. Имеет хорошую фантазию.  
11. Правильно питается. 11. Доволен собой.  
12. Долго живет. 12. Живет с чистой душой.  
13. Не курит, не пьет, не употребляет наркотики 13. Способен любить других людей.  

    В результате оценки принадлежности каждого качества к области здоровья человека выяснилось, что, по мнению учащихся, практически все физические параметры в той или иной степени характеризуют здоровье человека. Единственный параметр, который почти половиной опрошенных детей был отнесен в группу скорее не отражающих здоровье характеристик - красота внешности. Лишь 30% детей считают, что этот пункт - "красив внешне" - говорит о здоровье человека. Из 13 психологических качеств только 4 более или менее убедительно (то есть большинством) были отнесены к здоровью. Это такие качества, как "психически здоровый" (75%), "жизнерадостный" (61%), "спокойный, уравновешенный, не нервный" (61%) и "имеет сильную волю" (52%). Еще 7 качеств, по мнению большинства опрошенных, не имеют отношения к здоролью человека. Это, например, такие качества: "справедливый" (3%), "смелый" (10%), "имеет хорошую фантазию" (4%) и др.

    Из 9 социальных параметров большинство (7) в незначительной степени соотносятся с понятием здоровья. Наиболее представлен только один параметр - "имеет хорошие отношение в семье", который по мнению 44% детей имеет какое-то отношение к здоровью человека, хотя так считают меньше половины опрошенных.

Окончание и выводы смотрите  в №4 за 1999 год.

 

Home ] Up ] Семья ] 1999 год ]

Send mail to feellove@list.ru with questions or comments about this web site.
Copyright © 2002 Семейная психология и семейная терапия
Hosted by uCoz