|
Иванникова И.В., Петракова Т.И.Изучение понятия "здоровье" (как профилактической мишени) у детей и подростков.Одна из главных проблем на сегодняшний день, занимающая умы специалистов и родителей, - рост наркомании среди детей и подростков. Самое эффективное решение этой проблемы - это конструктивная профилактика, то есть предупреждение приобщения детей к употреблению психоактивных веществ (ПАВ). Это требует усилий большого числа специалистов из различных областей: врачей, юристов, педагогов. Но такая работа немыслима без ее главного звена - родителей, семейного окружения ребенка. Именно здесь впервые начинается усвоение тех норм и ценностей, которые являются необходимым условием здорового роста и развития личности ребенка; а любое отклонение, семейное неблагополучие является важнейшим фактором риска приобщения детей к употреблению ПАВ. Один из существенных элементов, включенных в современную антинаркотическую профилактику - это отношение детей к своему здоровью, значение в нем психических свойств. Понятие "здоровье" - один из ключевых терминов в ряде программ профилактики аддиктивного поведения. Независимо от того, какие задачи и акценты ставятся в тех или иных программах профилактики приобщения к психоактивным веществам, главная их цель - выбор детьми здорового образа жизни, отказ от любых вредных воздействий, мешающих сохранению и поддержанию здоровья. Долгое время понятие "здоровье" рассматривалось в медицине. В психологии вопросы, связанные со здоровьем, до недавнего времени широко не обсуждались. Хотя очевидно, что понятие здоровья - сложная комплексная проблема - не только медицинская, но и философская, психологическая и социальная. В настоящее время существует несколько концептуальных моделей определения "здоровья". В основе каждой модели лежит определенный способ ее трактовки [4,8]. 1. Медицинская, или функциональная модель содержит признаки нормальной жизнедеятельности, отсутствия заболеваний и болезненных проявлений. 2. Биомедицинская модель содержит медицинские и биологические признаки, рассматривая здоровье как отсутствие у человека органических нарушений и субъективных болезненных ощущений, как биологически нормальное состояние и функционирование организма. 3. Биосоциальная модель включает биологические и социальные признаки в единстве, при этом социальные признаки являются ведущими. 4. В основе ценностно-социальной модели лежит концепция, согласно которой здоровье является ценностью для человека, необходимой предпосылкой для полноценной жизни, удовлетворения его потребностей и участия в социальной жизни. 5. Интегрированная модель является попыткой создания определения, где сбалансированы биологические, психологические и социальные признаки. В контексте традиционной профилактики в виде санитарно-просветительной работы основной упор делался на медицинских отрицательных последствиях злоупотребления психоактивными веществами - потере здоровья и заболеваниях. В информационно-обучающих программах по предотвращению отклоняющегося поведения представления о здоровье часто противоречат привычному понятию наших учащихся [3]. В отечественной психологии вопросы, связанные со здоровьем, нашли отражение в работах Б.С.Братуся [1,2]. Автор рассматривает психическое или личностное здоровье как "результат поиска своего места в жизни и мире, сознания своих уникальных жизненных смыслов и ценностей, преодоления препятствий на пути реализации этих смыслов и ценностей. Даниленко О.И. дает определение душевного здоровья, которое не является синонимом психического состояния, а определяется через внутреннюю гармонию и адекватность поведения. "Согласованность мотивов, ценностей, целей с требованиями Среды и внутренними возможностями человека является важнейшим коррелятом (условием и проявлением) его душевного здоровья"[5, с.113 ]. Социальное и психическое здоровье является культурно-историческим феноменом. Современная профилактика актуализирует представление о здоровье, которое включает в себя три компонента: физиологический (физический), психический и социальный [7]. Ранее нами была осуществлена попытка изучения представлений у детей о душе и средствах ее регуляции [6]. В результате пилотажного исследования мы выяснили, что у детей 6 лет существуют предпосылки для функционирования таких понятий как "тело", "душа", они знают, что есть "физическая" и "душевная" боль, что свое состояние можно регулировать с помощью различных веществ. В представлениях старшеклассников 15 -16 лет встречаются отдельные признаки психической и физической болезней. Эти результаты позволили поставить более конкретную цель нашего исследования - изучить структуру понятия "здоровье" у детей и сопутствующие стереотипы. Соответственно этой цели были поставлены следующие задачи: 1. Изучить представление детей об "эталоне" здоровья. 2. Исследовать их информированность о кратковременных и долговременных эффектах влияния ПАВ на организм человека. 3. Изучить представления детей о степени влияния ПАВ на психику. 4. Изучить социальные стереотипы образов курящего и пьющего человека. В исследовании принимали участие 171 учащийся средней школы 3, 7, 9 и 11 классов в возрасте 9, 12, 14 и 16 лет, из них 3-й класс (9 лет) - 23 человека, 7-й класс (12 лет) - 73 человека, 9-й класс (14 лет) - 54 человека, 11-й класс (16 лет) - 43 человека. Из них 83 девочки и 88 мальчиков. Для решения поставленных задач применялись следующие методы: специально разработанный анонимный опросник, где были представлены блоки вопросов о влиянии табака, алкоголя и наркотиков на организм, психику и социальный статус человека. Для изучения эталона здоровья использовался метод незаконченных предложений, для оценки образа курящего и пьющего человека - шкалы Дембо-Рубинштейн. Оценка осуществлялась по пятибалльной системе от 1 до 5, где 1-й балл соответствует тому, что данный пункт совсем не характеризует здоровье, а 5-й балл - что данный пункт полностью характеризует здоровье человека. Предварительно учащимся предлагалось закончить предложение "Идеал здорового человека - это..." десятью различными способами. В итоге было выделено 35 определений, используемых детьми при описании здорового человека. На следующем этапе учащимся предлагался список из 35 выделенных ранее пунктов. Им предлагалось оценить степень принадлежности каждого пункта к области здоровья человека, насколько каждый пункт характеризует здоровье. Все полученные характеристики можно разделить на три группы. В первую группу входят физические параметры (или физическое здоровье) - из 13. Во вторую группу вошли психологические качества (или психическое здоровье) - их тоже 13, и, наконец, в третью группу включены качества, отражающие социальное здоровье - их всего 9. Таблица 1. Параметры, характеризующие понятие здоровья.
В результате оценки принадлежности каждого качества к области здоровья человека выяснилось, что, по мнению учащихся, практически все физические параметры в той или иной степени характеризуют здоровье человека. Единственный параметр, который почти половиной опрошенных детей был отнесен в группу скорее не отражающих здоровье характеристик - красота внешности. Лишь 30% детей считают, что этот пункт - "красив внешне" - говорит о здоровье человека. Из 13 психологических качеств только 4 более или менее убедительно (то есть большинством) были отнесены к здоровью. Это такие качества, как "психически здоровый" (75%), "жизнерадостный" (61%), "спокойный, уравновешенный, не нервный" (61%) и "имеет сильную волю" (52%). Еще 7 качеств, по мнению большинства опрошенных, не имеют отношения к здоролью человека. Это, например, такие качества: "справедливый" (3%), "смелый" (10%), "имеет хорошую фантазию" (4%) и др. Из 9 социальных параметров большинство (7) в незначительной степени соотносятся с понятием здоровья. Наиболее представлен только один параметр - "имеет хорошие отношение в семье", который по мнению 44% детей имеет какое-то отношение к здоровью человека, хотя так считают меньше половины опрошенных. Окончание и выводы смотрите в №4 за 1999 год. |
Send mail to
feellove@list.ru with
questions or comments about this web site.
|